Зачем катер оборудуют интерцепторами?
Характер движения катера во многом зависит от его дифферента, то есть разницы осадок кормы и носа. Дифферент может быть положительным, когда лодка «клюет носом», или отрицательным, при котором осадка кормы больше, чем носа. Идеальной считается минимальная разница осадок – так называемая «посадка на ровный киль». Это позволяет:
- ускорить выход судна на глиссирование;
- увеличить крейсерскую скорость и экономить топливо;
- улучшить устойчивость катера при маневрировании, даже при неравномерной загрузке.
Практика показывает, что благодаря активному управлению посадкой катера скорость его хода можно повысить на 15—20%. Опытные владельцы катеров используют специальные устройства для регулировки дифферента. В частности, маломерные суда могут быть оснащены транцевыми плитами или интерцепторами.
Транцевые плиты
Транцевая плита – это пластина, устанавливаемая на корме поперек транца параллельно днищу судна, выполняющая роль продолжения корпуса. Увеличение скорости катера и выход на глиссирование затруднены, если отрицательный дифферент кормы превышает 5 см. Чтобы приподнять корму, транцевые плиты опускают, переводя их в положение под углом к днищу. Под воздействием давления воды опущенные плиты стремятся подняться, подтягивая за собой корму. Чем больше отрицательный дифферент, тем сильнее лодка садится на корму и тем больше должен быть угол наклона транцевой плиты для ее подъема.
Интерцепторы
Интерцепторы работают по-другому сравнению с транцевыми плитами. Они устанавливаются на транцах перпендикулярно поверхности днища судна. Их пластины (лезвия) выступают из-под днища на 0,5 – 1% ширины транца по скуле, создавая сопротивление водному потоку и замедляя его. Это ведет к снижению сопротивления воде, увеличению подъемной силы и образованию области повышенного динамического давления перед лезвиями интерцепторов. В результате уменьшается дифферент на корму, катер быстрее набирает скорость и выходит на глиссирование.
Интерцепторы имеют немаловажное преимущество – более простую конструкцию по сравнению с транцевыми плитами. Однако судоводители выбирают их не только по этой причине.
Многочисленные испытания, включая исследования специалистов Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге, показали, что при использовании интерцепторов желаемый результат достигается в 5-10 раз быстрее, чем при регулировке дифферента изменением угла наклона транцевых плит.
Скорость и управляемость
При отрицательном дифференте более 5 см увеличивается лобовое сопротивление, что приводит к повышенной устойчивости судна на курсе. Это затрудняет изменение направления движения: поворотливость лодки ухудшается из-за слабой реакции на перекладку руля.
Дифферент на корму
Дифферент на корму препятствует выходу на глиссирование, так как катер не может преодолеть «горб сопротивления». Во время глиссирования может возникать продольная неустойчивость судна, известная как «дельфинирование», когда носовая часть периодически перемещается в вертикальной плоскости.
При дифференте на нос, напротив, устойчивость катера на курсе снижается, а корма становится более подвижной. В результате судно резко отклоняется от курса даже при минимальной перекладке руля.
Синхронная регулировка положения интерцепторов помогает избежать этих проблем. Эти устройства также позволяют нивелировать крен судна и снизить риск его опрокидывания при сильном ветре, резких поворотах и маневрировании на высокой скорости. Для компенсации крена на правый бок опускаются лезвия правого интерцептора, при крене налево – лезвия левого интерцептора.
Регулировка положения интерцепторов помогает избежать опрокидывания при маневрах на скорости.
Какие интерцепторы выбрать?
При выборе интерцепторов для вашего катера стоит обратить внимание не на имя бренда или рекламу, а на технические характеристики оборудования. Наиболее оптимальным и удобным будет вариант с автоматической системой. Такая система сама управляет дифферентом и креном, используя контроллер, который обрабатывает данные от акселерометра и гироскопа, а также информацию с GPS.
Автоматическая система управления интерцепторами, оснащенная гироскопом, акселерометром и GPS
Основное преимущество интеллектуальных автоматических систем – это их точность и скорость коррекции положения лезвий интерцепторов. Благодаря этому катер быстро выходит на экономичный скоростной режим, сохраняет устойчивость при изменении ветровых условий и высоты волны, а также при маневрировании.